zveri

В этом году группе Звери исполняется 15 лет. За всю карьеру музыканты сняли не один десяток видеоклипов, которые, безусловно, оставили след в душах поклонников и музыкальных критиков. Каждая видеоистория, так или иначе, даже спустя много лет вызывает некоторые вопросы. Предлагаем вместе с Ромой Зверем совершить экскурс в видеотеку группы Звери и ответить на часть из них.

Роман, вернёмся в 2001 год. На экраны выходит клип «Для тебя». Это ваше первое видео. Волнительно тогда было?

Нет, волнения не было. Такое странное, интересное время было. Мы начинали весь проект с Сашей Войтинским. Он выступал в качестве режиссера, а я в качестве актёра и автора песен. И вот с Сашей мы днями-ночами сидели и придумывали сценарий. Потом выбирали актёров и место для съёмок. До этого Саша больше занимался композиторской деятельностью, а здесь стал проявлять свои амбиции в качестве режиссера клипа. Это он сейчас окончательно ушёл в игровое кино. У нас тогда была полная свобода. И мы методом тыка, скажем так, нащупывали что-то интересное, что зацепило бы слушателя. Так мы сняли клип «Для тебя».

Потом отдали его на художественный совет телеканала «MTV». Раз в неделю они принимали внизу кассеты и разные носители с видео, чтобы отобрать лучшее. Что им нравилось – ставили в сетку. И я как-то включил «MTV» и увидел клип «Для тебя». Было, конечно, необычное ощущение. Во-первых, его взяли, это было радостно. Во-вторых, слушать свою песню, смотреть же себя в телевизоре. И это видят многие, не только ты.

Как звали актрису, которая вместе с вами бунтовала в ювелирном магазине?

— Даша. Мы её случайно нашли. Решили с Сашей не проводить кастинг. Нам почему-то никто не понравился на тот момент. И мы решили искать девочку на улице. Пошли на Пушкинскую площадь. В разных местах сидели, наблюдали за молодежью. И вот заметили эту девушку, она была в компании двух парней. Саша говорит: «Ну, а как мы сейчас подойдем? Скажем, не хочешь в кино сняться? Она ответит: «Дядя и мальчик, идите, гуляйте»» (смеётся). Но мы каким-то образом подошли и оставили ей свои контакты. А так она сказала, что не хочет. Думаю, друзья смутили. Но она на следующий день перезвонила. Мы ей рассказали всё, порепетировали. Это, наверное, единственный клип, где у нас присутствует случайный человек.

А сейчас как выбираете людей для клипов: кастинги или обычно уже кто-то есть на примете?

Когда ты пишешь сценарий, ты в принципе уже можешь понимать характер героя. Поэтому это не так сложно. Иногда проводишь кастинг и смотришь, кто бы мог сыграть. Потому что есть же актрисы известные очень, а есть не известные, есть театральные, а есть киноактрисы. Повторюсь, всё зависит от сценария. Но у нас много историй с актрисами, которые приходили на кастинги одного клипа, мы их не взяли, а взяли другого человека. А потом выяснялось, что они учились на одном курсе. Потом мы приглашаем ее на другую роль, а она вспоминает, что мы её тогда не взяли, а взяли мою сокурсницу. Клубок с актрисами. По пришествие лет всё это интересно распутывать и смотреть с другой стороны на ситуацию.

Идём дальше. «Просто такая сильная любовь». Какие безумные поступки вам приходилось совершать ради любимой девушки?

Всё зависит от обстоятельств. Если ты человека любишь, то все вопросы отпадают. Уже не нужно говорить, на что ты готов. На всё, если понадобится. Каких-то сумасшедших вещей я не делал. Больше романтических поступков совершал. Я вообще люблю делать сюрпризы и дарить людям положительные эмоции. А затем наблюдать за реакцией человека, которому сделал приятно (улыбается).

А как снимали сцену драки?

Мы долго думали, как же нам её снять, подобным же раньше не занимались. Хотели даже пригласить каскадера из какого-то кино. Но решили сами справиться. Взяли за пример фильм «Бойцовский клуб» и на медленной перемотке смотрели, как там смонтирована сцена драки. Мы поняли секреты и по такому же принципу монтировали клип «Просто такая сильная любовь».

Хотел ещё спросить про клип «Дожди-пистолеты». Он тоже был под дождём, как и летний концерт в Зелёном театре (этим летом группа дала большой концерт в Зелёном театра, — прим. автора). Тогда много людей с температурой свалилось?

Нет, немного. Человек пять (смеётся). «Дожди-пистолеты» мы снимали на Гольяновских прудах. Две поливальные машины распыляли воду, она превращалась в дождь. Клип долго снимали. Спасибо поклонникам, которые вместе с нами мокли. Мы взяли массовку – человек шестьдесят. И по объявлению человек сто пришло поклонников.

В клипе «Всё, что касается» герой долго собирается на свидание. Но, как видим в финале, одежда ему и не очень-то нужна. А в чём вы никогда не пошли бы на свидание?

В женской одежде (смеётся). Я могу и в костюме прийти, и в джинсах. Главное, чтобы все гармонично сидело на тебе, чтобы комфортно было в этом.

В клипе «До скорой встречи» герой идёт на обман. Скажите, а вам приходились обманывать, чтобы произвести впечатление?

Выдавать себя за какого-то другого человека не приходилось. Разве что по молодости, когда напиваешься и пытаешься показаться каким-то крутым, выдумывать какую-то историю. Как у Высоцкого в песне «Путешествие в прошлое»: «Ой, где был я вчера – не найти, хоть убей, только помню, что стены с обоями. Помню, Клавка была и подруга при ней, целовался на кухне с обоими». Такого сейчас нет (улыбается).

Следующим клипом вы удивили всех. Это видео «Маленькая «с»». Почему для него выбрали именно анимацию?

Это даже не клип. Мы работали в своё время с дизайнером Мишей по прозвищу «Муха», делали обложки для пластинок. И он ещё занимался анимацией. Вот и решили с ним сделать мультик на трек «Маленькая «с»». Миша проявил инициативу и без нас нарисовал этот мультик, который всем понравился. А в название легла строчка из песни Аллы Пугачевой «Лето – маленькая смерть».

Видео на песню «Никому», на мой взгляд, отличается минимализмом. Есть только сцена, музыканты, яркий свет. Вот таким бессюжетным материалом можно рассказать историю?

Это был своего рода эксперимент. До этого у нас не было видео, где просто музыканты играют. Получился такой бессюжетный клип. Сейчас привлечь к себе внимание подобным клипом, мне кажется, не получится. Конечно, можно, но должного эффекта, как от игрового клипа, не будет.

Вернёмся к видео, снятым на треки с последнего альбома «Страха нет». Например, «Ты так прекрасна». Знаю, что его снимали на единственную камеру GoPro. Почему выбрали такой формат и в чём особенность этой съёмки?

Я с супругой поехал отдыхать. Давно вместе никуда не выбирались. Изначально вообще не задумывал делать клип из отснятого материала. Делал такое домашнее видео. Но снимал по всем правилам операторским. Я неделю бегал с камерой, подбрасывал её, закидывал в воду. Отснял кучу материала и по приезду домой понял, что из этого можно сделать клип. Супруга вообще очень удивилась, когда я смонтировал всё. Она начала: «Не надо, не надо, что ты делаешь» (смеётся). А я: «Да ладно, красиво же получилось. Не стыдно будет людям показать». И то, что видео снято на одну маленькую камеру – это интересно. Эксперимент удался.

Предлагаю напоследок поговорить о клипе «Страха нет». В нем снялись экстремалы. Вы и сами занимаетесь серфингом, и приучили к нему старшую дочь Олю. Какие она успехи делает?

Она всё лето каталась, занималась сёрфингом. Делает успехи. Здесь главное – не бояться океана. И уметь его читать. Потому что без этого лучше в воду не заходить. Оля это понимает. Моя супруга тоже пробовала заниматься сёрфингом, но сейчас отказывается заходить в воду. Она даже на каруселях не катается. А у дочери страха нет. Она молодец, я рад за неё.

С 17 по 30 октября на Красном Октябре (Шоколадный цех) проходит выставка Ромы Зверя «Моменты».